Железнодорожный вагон — это единица подвижного состава. Существует несколько видов вагонов: для перевозки пассажиров и грузов, каждый из видов оборудован необходимыми устройствами для их перевозки, а так же для соединения вагонов между собой.
Вагоны различаются количеством осей (осных пар) , выпускают 2, 4, 6 и 8-осные вагоны и по устройству ходовой части — тележечные и нетележечные. Основными параметрами вагона можно выделить грузоподъемность, собственную массу (тара), осевую нагрузку и погонная нагрузка (нагрузка на один метр пути).
На сегодняшний день в России можно выделить парк пассажирских и грузовых вагонов.
Пассажирские: цельнометаллический (СВ, купе, плацкарт, общий). Грузовые : цельнометаллический багажный вагон; почтово-багажный вагон; крытый вагон (предназначен для перевозки груза небольших размеров, но в большом количестве); платформа; цистерна (предназначена для перевозки жидких грузов); транспортер (предназначен для перевозки непереработанного дерева); полувагон (предназначен для перевозки тяжелых пластин, зачастую — металла); рефрижераторный вагон (вагон с охладительным оборудованием). Специализированные вагоны : вагон для перевозки контейнеров; вагон для перевозки автомобилей; вагон для перевозки леса; вагон для перевозки скота; вагон для перевозки бумаги и бумажных изделий. Сегодня выпускаются новые, либо переоборудуются оборудованные вагоны-салоны, предназначенные для перевозки должностных лиц, политиков, важных персон. Такие вагоны могут иметь бронированную основу, пуленепробиваемые стекла и усиленную экипажную часть. Подвижной состав — единая транспортная единица. Подвижной состав подразделяется на подвиды: пассажирский и для транспортировки грузов. Железнодорожный подвижной состав бывает: тяговый, моторвагонный подвижной состав, несамоходный подвижной состав и самоходный подвижной состав. Вагоны и локомотивы формируются в поезда. Поезд — это сформированный состав из прикрепленных нескольких вагонов, одного или нескольких локомотивов (моторизированных вагонов). Поездом можно считать так же один локомотив без вагонов. Отличие поезда от железнодорожного состава в том, что поезд — это железнодорожный состав, которому присвоен номер, определена голова поезда и приводится в движение с помощью моторного вагона либо локомотива. |