Выбор машин и механизмов для выполнения погрузочно - разгрузочных работ на автомобильном транспорте определяется видом перевозимого гpуза. Навалочные грузы загружаются экскаваторами, драглайнами, самоходными одно- и многоковшовыми погрузчиками. Используется для навалочных грузов также бункерный способ погрузки. Штучные грузы значительной массы (металлоизделия, железобетонные конструкции, лесоматериалы, грузы в контейнерах и в пакетах) загружают башенными, мостовыми и козловыми кранами. Наиболее разнообразна номенклатура машин и механизмов для погрузки и выгрузки штучных тарных и бестарных грузов, перевозимых бортовыми автомобилями и фургонами. Основными средствами механизации погрузочно-разгрузочных работ при перевозке различных штучных грузов являются грузовые тележки, электротележки, малогабаритные электро- и автопогрузчики. Эти технологические средства обладают хорошей маневренностью и универсальностью за счет большого количества сменных грузозахватных приспособлений. Авто- и электропогрузчики используют для погрузочно-разгрузочных работ и перемещения грузов на расстояние до 200 м внутри складов, под навесами и на открытых площадках. Используются ручные тележки различных конструкций: двух-трех- и четырехколесные, с неподвижной или подъемной платформой, плоские и с бортовой платформой, с вилочным захватом. При твердом покрытии на горизонтальных участках усилие на перемещение тележки не превышает 2% от массы груза. Неровности и подъемы резко увеличивают требуемое усилие. Транспалетты (вилочные тележки с гидравлическим подъемником) грузоподъемностью 0,5 т предназначены для перемещения грузов в стандартных пакетах или малогабаритных контейнерах. Еще более просты «медведки», представляющие собой вилочный захват на двух колесах. Близки по конструкции к медведке роликовые ломы, с помощью которых трое рабочих могут перемещать по ровному твердому попу довольно значительные грузы (до 2 т). Своеобразные тележки представляют собой роликовые цепи, подкладываемые под контейнеры с помощью домкратов. Для работы как на складах, так и внутри кузовов транспортных средств, используют ручные вилочные погрузчики с приводом от гидравлического домкрата или от ручной лебедки. Ручные вилочные погрузчики имеют грузоподъемность в зависимости от конструкции от 200 до 1000 кг и высоту подъема груза до 1,5-2м. Простым и вместе с тем эффективным средством механизации являются роликовые дорожки. Разработаны переносные роликовые дорожки, позволяющие обеспечить при наличии криволинейных секций перемещение груза в нужное место на складе или в транспортное средство. Параметрический ряд секций роликовых дорожек (длина 0,75; 1,5 и 3,0 м при ширине до 250 мм) за счет их небольшой массы, легкости использования и универсальности позволяет эффективно их применять для подачи груза к транспортному средству, для укладки грузовых единиц в кузове автомобиля или внутри фургона, для перемещения грузов на довольно значительные расстояния внутри склада с целью накопления партии и последующей загрузки ее за один цикл электропогрузчиком. Роликовые дорожки при необходимости могут перевозиться вместе c автомобилем для обеспечения погрузочно-разгрузочных работ. Рациональные размеры рампы следующее: высота — 1200 мм, ширина — 3000 мм. При отсутствии рампы или при работе автомобилей с разной погрузочной высотой применяют подъемные гидравлические столы (уравнительные площадки) и электрифицированные разгрузочные устройства. Стационарные подъемные гидравлические стопы с рычажным механизмом подъема-опускания имеют различную грузоподъемность и высоту подъема, что указывается в их обозначении: С2Б1-5-8 (0,5 т грузоподъемность и 800 мм высота подъема), С2Б1-10-12,5 (соответственно 1 т и 1250 мм); С2Б1-20-12,5 (грузоподъемность 2 т). Площадка стопа имеет три шарнирно закрепленных откидных трапа. Наиболее целесообразно использовать контейнеры, снабженные колесами, что позволяет их выкатывать из кузова автомобиля на уравнительную площадку (подъемный стоп), опускать до уровня пола и перемещать в нужное место. Перспективным является использование автомобилей-самопогрузчиков различного конструктивного исполнения. Автомобили-самопогрузчики, предназначенные для перевозки относительно тяжеловесных и более крупных грузов, имеют грузоподъемный механизм в виде качающегося портала. Стреловое грузоподъемное устройство и грузоподъемный задний борт предназначены для перевозки грузов относительно меньшей массы и размеров. Грузоподъемный задний борт иногда называют гидролифтом. Грузоподъемность находится в интервале от 0,4 до 2,0 т. Некоторое распространение нашли автомобили со сменными кузовами, также оборудованные автономным грузоподъемным механизмом. Погрузка и выгрузка грузов, их крепление в автомобиле и освобождение производятся силами грузоотправителей и грузополучателей. Водитель, как правило, не участвует в выполнении погрузочно-разгрузочных работ, за исключением перевозки тарных, научных и катно-бочковых грузов, доставляемых предприятиям торговли и общественного питания с небольшим товарооборотом. Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ является обязательным при массе груза более 50 кг и подъеме на Высоту более 3 м. Погрузочно-разгрузочные работы выполняются под руководством специально назначенного ответственного лица. Ответственный за выполнение погрузочно-разгрузочных работ обязан проверить исправность машин и механизмов, состояние попов, проходов, платформ и проездов. Такелажные работы выполняют лица, прошедшие обучение и имеющие соответствующее свидетельство. Подростки до 16 лет к погрузочно-разгрузочным работам не допускаются. Женщины вдвоем могут переносить груз не более 50 кг. Груз массой 60-80 кг м00огут поднимать в кузов автомобиля и снимать не менее 1 м, а по фронту – не менее 1,5 м. Интервал между зданиями и задним бортом автомобиля должен быть не менее 0,56 м. Погрузочно-разгрузочные площадки должны удовлетворять следующим требованиям. Подъездньи пути должны иметь твердое покрытие и содержаться в исправном состоянии. Спуски и подъемы в зимнее время должны быть очищены от льда и посыпаны песком или шлаком. Ширина подъездных путей должна быть не менее 6,2 м при двустороннем движении и не менее 3,5 м при одностороннем. Расстояние между автомобилями в глубину и автомобилем м штабелем груза должно быть не менее 1 м, а по фронту — не менее 1,5 м. Интервал между зданием и задним бортом автомобиля должен быть не менее 0,56 м. Погрузочно-разгрузочная площадка должна быть ровной, без значительных уклонов. Она должна содержаться в исправном состоянии и иметь освещение в темное время суток. При погрузке и разгрузке запрещается проносить груз над кабиной автомобиля. Водитель при выполнении погрузочно-разгрузочных работ должен находиться вне транспортного средства.
|