Рефрижераторным вагоном называется универсальный крытый вагон, предназначенный для транспортировки скоропортящихся грузов. Такие вагоны оснащены холодильными установками, в них груз не подвергается вредному воздействия физико-химических, биологических и других факторов.
Чаще всего дальность транспортировки скоропортящихся грузов – более шестисот километров. Для перевозки продуктов, которые составляют основную часть скоропортящихся грузов, используют специализированные изотермические подвижные составы. Кузов рефрижераторных изотермических вагонов – цельнометаллический, имеющий хребтовую балку и прослойку для теплоизоляции. Задача этой прослойки – защитить груз от высокой внешней температуры. Рефрижераторные вагоны отличаются от других изотермических тем, что в них исползьуется машинное охлаждение и электрическое отопление Холодильные машины в рефрижераторных вагонах работают на таких хладагентах, как аммиак или хладон. Кроме того, тем же целям служит энергия, которую вырабатывают дизель-генераторы. В качестве отопительных приборов используются электрические печи. Рефрижераторы оборудованы и устройствами принудительной циркуляции воздуха и вентиляции помещения, в котором находятся грузы. Ходовая часть представляет собой бесчелюстные тележки с 2-мя осями типа ЦМВ. Они имеют роликовые подшипники и буксы. Можно классифицировать рефрижераторные подвижные составы по их составности, типу применяемого хладагента, виду систем хладоснабжения. По составности можно разделить рефрижераторные вагоны на поезда, состоящие из 23-х вагонов или из 21-го, секции (12 или 5 вагонов) и автономные вагоны. Рассмотрим секции. Пятивагонные секции – это секции, имеющие общий объем от 160 до 200 тонн. Они состоят из пяти рефрижераторных вагонов, в каждом из которых есть машинное отделение, оборудованное 2-мя холодильными установками, которые работают на фреоне. В центре секции находится вагон Д. В нем есть не только машинные, но и одно дизель-генераторное отделение – в нем помещаются дизель-генераторы и главный распределительный щит. Существуют также секции БМЗ, произведенные в ГДР. В них входят 4 грузовых вагона и 1 дизельный вагон, в котором помещаются три дизель-генератора (один главный и два вспомогательных), помещения для работников и кабина управления. Вагоны холодильники установлены стандартные, с максимально унифицированным оборудованием. Холодильные машины в таких секциях работают автоматически, подчиняясь командным импульсам, которые подает машина, следящая за температурным режимом. Однако, можно управлять холодильными машинами и вручную, именно для этого и предназначена кабина управления в дизельном вагоне. Холодильные и отопительные установки то включаются, то выключаются, это контролируется термостатом. Таким образом, в грузовых помещениях всегда поддерживается оптимальный температурный режим. На торцевых стенах имеются штепсельные соединения – через них холодильные установки получают энергию. Материалом для стен грузовых помещений служит оцинкованная листовая сталь с вертикальными гофрами. Некоторые секции типа Zb-5 подверглись переоборудованию в секции с пятью и восемью грузовыми вагонами. Секции 4-3252 и 4-3253 имеют грузовые вагоны такой же конструкции, термосы – серии 800, а тип кузова – сэндвич. Тип секций ZA-5 – это пятивагонные секции. В одном из вагонов находится служебное отделение, еще в одном – электростанция. Секции, состоящие из двенадцати вагонов, включают в себя 10 вагонов-холодильников, один вагон – дизель-электростанцию и один вагон – машинное отделение. |