В договоре перевозки грузов принимают участие транспортная организация, осуществляющая перевозку, и грузоотправитель, предоставляющий груз для перевозки и оплачивающий провозную плату - ст.785 ГКРФ. Как правило, грузоотправитель передает груз в транспортную организацию, указывая грузополучателя – участника транспортного процесса, с которым он связан договорным обязательством и которому должен выдать груз в пункте назначения.
Исходя из выше сказанного, договор грузоперевозки можно охарактеризовать как договор, по которому:
- одна сторона, перевозчик обязуется доставить переданный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу – грузополучателю.
- вторая сторона, отправитель груза обязуется произвести оплату за перевозку.
Из данного определения делается вывод, что договор перевозки груза является возмездным и взаимным. Договор возмездный, так как перевозчик получает вознаграждение за перевозку, и взаимный потому, что перевозчик обязуется перевезти груз и имеет право на оплату услуги перевозки, а грузоотправитель обязуется произвести оплату
провозного тарифа и имеет право на перевозку груза, переданного перевозчику. Договор перевозки груза считается заключенным с момента приёма груза перевозчиком и поэтому относится к перечню реальных договоров.
Однако в отдельных случаях договор перевозки груза может стать консенсуальным. Он считается консенсуальным, если перевозчик обязуется предоставить транспортные средства раньше, чем произойдет передача груза. Например, договор перевозки на морском транспорте, именуемый чартером или договором фрахтования, является консенсуальным. Более того, договор перевозки имеет публичный характер. Для признания договора перевозки груза публичным, необходимо согласно ст.789 ГКРФ соблюдение некоторых условий. Например, перевозка грузов транспортом общего пользования. Таковой признается перевозка, которая осуществляется коммерческой организацией, если из выданного этой организации разрешения или лицензии вытекает, что она должна осуществлять перевозки грузов по обращению любого юридического или физического лица. Второе важное условие: должен быть обязательно опубликован в установленном порядке перечень организаций, которые обязаны осуществлять перевозки грузов транспортом общего пользования.
При публичной форме, коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу в ущерб другому при заключении договора. Цена услуг, работ, при перевозке грузов коммерческой организацией, устанавливается одинаковой для всех грузоотправителей, кроме случаев, когда законом или другим правовым актом допускается предоставление льгот тем или иным категориям потребителей услуги. В таком случае, отказ от заключения договора перевозки груза, согласно ст.426 ГКРФ, не допускается.
В зависимости от вида транспорта, перевозки подразделяются на:
• Железнодорожные
• Морские
• Речные
• Воздушные
• автомобильные
Отношения, связанные с перевозкой грузов, регулируются транспортным правом, которое применяется к каждому виду перевозки.
Перевозки различают на осуществляемые в: • местном
• прямом
• прямом смешанном сообщениях.
Местные перевозки - осуществляются в пределах одной железной дороги, пароходства или в пределах одного транспортного предприятия.
Прямые перевозки, это когда по одному документу в перевозке участвует несколько предприятий, но одного вида транспорта. Например, прямой будет признана перевозка по железной дороге по одной накладной из Иркутска в Москву, так как в перевозке груза принимают участие несколько предприятий
железнодорожного транспорта: Иркутской, Свердловской, Московской железных дорог.
Прямой смешанной перевозкой признается перевозка, когда по одному документу груз перевозится разными предприятиями различных видов транспорта. Примером прямой смешанной перевозки может служить перевозка груза из Москвы в Астрахань по железной дороге, а дальше морским транспортом до порта на Каспийском море.
Доставку груза от станции назначения до конечного грузополучателя на автомобильном транспорте не принято брать во внимание при определении типа перевозки. Такие перевозки как правило осуществляются по другим документам.
При перевозке грузов существует два важных понятия: "
перевозка грузов" и "транспортировка грузов".
В законодательстве РФ и ряде федеральных законов и постановлений Правительства РФ применяются понятия "транспортирование грузов" и "перевозка грузов". Например, в ст.15 ФЗ РФ от 21 июня 1997г. №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" говорится о грузах, которые "хранятся и транспортируются", а в законе от 13 декабря 1996г. №150-ФЗ "Об оружии" в ст.1 среди понятий применяются: "перевозка" и "транспортирование" оружия. Статья 25-я этого Закона называется "Учет, ношение, перевозка, транспортирование, уничтожение, коллекционирование и экспонирование оружия", то есть законодатель имеет ввиду, что перевозка и транспортирование оружия означают разные формы его перемещения.
Применяемые в законодательстве понятия транспортирование и
перевозка грузов не идентичны и означают разные формы перемещения грузов. Хотя создаётся впечатление, что эти понятия схожи, ведь и перевозка, и транспортирование подразумевают перемещение грузов из одной точки в другую. Но это не правильно. Не всякое перемещение с помощью транспортных средств можно назвать перевозкой груза. Например, технологическое транспортирование грузов собственным транспортом какого-либо юридического лица. Перевозка со склада в цех сырья, а готовой продукции на склад - не порождает обязательств перевозки грузов. При транспортировании оружия тоже нет обязательств по перевозке и не только внутри производственного предприятия, но и за его пределами. Таким образом, разница между транспортированием грузов и их перевозкой главным образом состоит в том, предусматривает ли перемещение груза заключение договора перевозки на возмездных условиях. Транспортировка груза может осуществляться собственным транспортом без заключения договора и оплаты за услуги.
Перевозкой считается перемещение грузов, при котором обязательно (согласно главе 40 ГК РФ) заключается договор перевозки груза и соблюдаются все правила, установленные для данного вида транспорта.
Заключение договора перевозки с коммерческим перевозчиком – важный этап. Если вы сомневаетесь в правомочности перевозчика или в легальности текста договора, советуем обратиться к Гражданскому Кодексу, где договор перевозки выделен в отдельную главу. Не забывайте и о том, что материальная ответственность перевозчика так же зависит от договора.
При этом необходимо понимать разницу между договором перевозки груза и договором транспортно-экспедиционного обслуживания, при котором договора перевозки вы доверяете заключать в ваших интересах экспедиционной компании. Часто клиент самостоятельно не может заключить договор перевозки из-за невозможности выполнить его условия. Например, если договор подразумевает наличие счета ТехПД или предоплаченных заявок на месячный грузооборот.
Подробнее о договоре транспортной экспедиции читайте тут.